Главная        Досье         Охлобыстин говорит, что...         Сценарии         Скандалы          Новости         Форум






Фильмография режиссера:

 

  • 1988 Чушь. Рассказ ни о чем(к/м, учебная)
  • 1989 Разрушитель волн (к/м, 28 мин., учебная)
  • 1992 Арбитр




Фильмография сценариста:




Фильмография актера:




Сценарии:




Пьесы:



"Царь" как диагноз русской истории

 

 

То, что фильм про столкновение царя-мучителя и митрополита-мученика появился сразу после небывалого успеха киноповествования о чудотворных возможностях глубокого покаяния и аскетически строгой монастырской жизни, совершенно логично. Показалось, что "Остров" сигнализировал о наличии воспаленного зрительского интереса к чуду: как возможно вопреки законам реальности проникнуть в самую сердцевину личности или события, исправить темное и запутанное?

 

Во всяком случае, одной из центральных фигур последнего фильма Павла Лунгина "Царь" вновь оказался творящий чудеса святой. Вообще можно с некоторым удивлением отметить, что "чудо" в последнее время для российского кинематографа как-то незаметно стало приемом, при помощи которого удобно акцентировать позиции "положительных героев".

 

Разумеется, интерес к фильму "Царь" должны были подогреть "ковровые бомбардировки" рекламных роликов, имя "топ"-режиссера и "главный" конфликт русской истории - столкновение тирана и свободной личности. А если точнее, фигура Иоанна Грозного, споры об историческом значении которой никогда не прекратятся. Просто потому, что никогда не будет выработан объективный критерий оценки деяний любой исторической личности. Во всяком случае, в России, где непременно и всегда должен быть абсолютный выбор: "либо арбуз, либо свиной хрящик".

 

Но, вопреки ожиданиям, зрительского ажиотажа не последовало, хотя фильм и обзавелся в прокате вполне благополучной и даже респектабельной биографией. Естественно, он вызвал неминуемую яростную полемику по поводу трактовки образа царя Ивана, так как именно через отношение к этой символической фигуре привычно вербализуются оценки настоящего и будущего страны.

 Полемика изначально бессмысленная, потому как невозможно решать вопросы источниковедения истории на материале художественного фильма. А вот создавать в художественном пространстве фильма историософские концепции возможно и должно. И в фильме "Царь" такая концепция может быть выявлена, во всяком случае, художественная логика дает основание для некоторых выводов.

читать дальше